Дети начинают отмечать вещи, характеризующие материальное положение своих сверстников уже с четырех лет, но вопрос материального неравенства в детском саду стоит не так остро как в школе.
С началом школьного обучения уже видна разница: школьные принадлежности, одежда, походы в театры с классом, экскурсии, школьные праздники, сбор денег на нужды класса требуют немало денежных вложений. Дети, родители которых едва справляются с такими расходами, бедные дети часто чувствуют себя некомфортно, комплексуют. Многое зависит от классного руководителя, часто его укоры по поводу не сдаваемых на классные нужды денег могут больно ранить ребенка. Чтобы ребенок обладал психологической защитой, личностной силой, необходимо с раннего детства воспитывать в нем духовность, веру в себя, как бы идеалистически это не звучало.
Человек, слишком нацеленный на материальное, уязвим, так как оценивает людей по материальному достатку и чересчур боится потерять то, что имеет. Дети смотрят на родителей и, если видят, что те преклоняются перед богатством, ставя во главу угла материальное благополучие, рано или поздно начинают мерить всех такой же меркой.
Поэтому ребенка еще до школы надо настраивать на настоящие ценности, чтобы он не завидовал однокласснику с дорогим планшетом или телефоном и не расстраивался, если вы не можете купить ему такой же. Школьнику говорить о том, что все это — ерунда, а главное — хорошо учиться, уже поздно. Попытайтесь объяснить, что модный гаджет никого еще не сделал лучше, добрее, сильнее, умнее. Если же его обладатель, богатый ребенок, еще и хвастается им или крутой машиной папы, или дорогими путешествиями, то ему должно быть стыдно, так как в классе учатся бедные дети, чьим родителям это не по карману.
Часто родители из последних сил стараются и, чтобы не огорчать ребенка, покупают ему и дорогой телефон, и супермодную одежду. Но проблемы у детей бедных родителей почему-то не исчезают. Ведь на модный гаджет найдется еще моднее, и так во всем.
Никого и никогда деньги и модные вещи не делали счастливыми. Исторически это понимали многие богатые и известные люди. Они знали, что с тех, кому много дается, много и спросится. Недаром в Смольном — самом респектабельном институте для благородных девиц — царили порядки, поражающие своей непомерной строгостью. Воспитанницы, девочки из очень богатых семей, жили там до такой степени скромно, сейчас вызывает жалость у современных исследователей-историков их скромный рацион, особенно в посты, строгая форма и прически, спартанский образ жизни. В классах висело правило: никогда не будь праздной и никому не делай зла. Мальчиков-дворян с раннего детства приучали к физическим нагрузкам, воспитывая выносливость и силу духа. Кадеты, например, морского корпуса, могли дать фору бывалым матросам, бегая по реям мачт. Смелость, отвага, умение владеть собой, превозмогать отчаяние и боль считались необходимыми качествами для дворянина. Даже императрица Александра Федоровна не баловала своих детей, воспитывая в них аккуратность, обязательность во всем, простоту, нравственность. Детям подробно разъяснялось, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно делать, а что нельзя ни при каких обстоятельствах.
Знания для человека очень важны, но они не могут стать гарантами морально-нравственных норм человека. Вещи лишь способны сделать жизнь удобнее и комфортнее. А что представляет собой их владелец? Он может быть очень хорошим, трудолюбивым человеком, а может быть нечестным и хвастливым. Дети богатых родителей или не выпячивают свое положение, ведут себя скромно, или показывают свое превосходство перед другими детьми. Ребенку надо объяснять, что когда человек хвастается богатством, ему больше нечем гордиться. Расспросите ребенка, кто, по его мнению, в классе самый умный, самый добрый, самый сильный, справедливый, веселый. Он вам расскажет. А потом спросите, кто, по его мнению, самый богатый ребенок. И понаблюдайте за реакцией. Если он говорит о таком «богаче» с восхищением, спросите, какими еще качествами он обладает, как он учится, какой человек. Есть ли в нем что-то кроме положения его родителей, чем можно восхищаться. Все ситуации надо обсуждать и прививать бескорыстие и великодушие. С раннего детства в ребенке надо развивать независимость суждений, упорство в достижении цели, стойкость, рассказывать о реальных ценностях и реальной жизни, объяснять ее законы. Развивать умение владеть собой и не поддаваться на провокации. Только тогда независимо от материального положения семьи он сможет остаться собой в любом коллективе и не давать собой манипулировать.
И, конечно, родителям не следует постоянно причитать: «Мы бедные, мы не можем себе этого позволить». Лучше подумать вместе, каким образом мы сможем себе это позволить. Надо стараться искать решения, сделать бедность мотивацией к достижению целей, а не причиной депрессии и озлобленности. Объяснять ребенку, что его знания, навыки, хорошие манеры, умение общаться с людьми – самый главный капитал. Имущество и положение можно потерять в одночасье. Тем более, в истории много тому примеров: те же дворяне, аристократы, фабриканты и купцы лишились всего, сгорели все накопления людей во время перестройки. Никто не застрахован от потерь. Сильному, умному, трудолюбивому человеку легче найти способ жить достойно при любых обстоятельствах.