Независимо от темперамента ребенка, возрастной кризис настигает всех малышей. Возрастные кризисы у детей являются нормой. Возрастные изменения в развитии детей влекут за собой возрастные психологические кризисы. Характеристика возрастных кризисов заключается в особенностях поведения, типичного для определенного возраста.
Кризис первого года
Кризис связан с первыми шагами малыша и открывшимися в связи с этим возможностями по изучению окружающего мира. Родителям следует максимально обеспечить безопасность детского помещения, чтобы реже говорить слова «нельзя, выплюнь, не трогай», так как это нервирует ребенка.
Кризис двух-трех лет
Второй возрастной психологический кризис настигает ребенка в возрасте двух-трех лет. Этот период характеризуется упрямством и своенравием, капризами и истериками. Ребенок начинает осознавать собственное «я», говорит о себе не в третьем, а в первом лице. Это основной признак кризиса. Он начинает психологически отделять себя от мамы, и уже многое умеет: завязывать шнурки, мыть руки, поливать цветы, надевать ботинки и т.д. Он начинает ощущать себя самостоятельным, отстаивать свое мнение, даже если понимает, что неправ. Таким образом, ребенок пробует оказывать противодействие другим людям. Это полезное качество пригодится ему во взрослой жизни. Если его излишне баловали, то он становится деспотичным, вынуждает родителей действовать по его правилам, заодно проверяя границы дозволенного.
Не стоит все-время добиваться от ребенка подчинения, а только по необходимости. В мелочах пусть он поступает по-своему. Если все-время добиваться подчинения, он озлобится, и будет чувствовать свою неуверенность и слабость. Дайте ему возможность выбрать самому, например, что он будет есть гречку или макароны, какую одежду наденет на прогулку. Также родителям придется набраться терпения и ждать, когда ребенок сам наденет ботинки, даже если надо спешить.
Запрещается применять силу по отношению к ребенку, иначе у него будет жизненная установка «сильный всегда прав».
Родителям необходимо учиться договариваться с малышом и отвлекать его от негативной ситуации. Его любимые словосочетания «не надо, не хочу, не буду» не принимать близко к сердцу, так как желание и настроение меняется у ребенка очень быстро. Когда он будет настаивать на том, чтобы все делать по-своему, надо дать ему такую возможность (если только действие не угрожает безопасности малыша и его окружению). Пусть он совершит свои ошибки, набьет шишки и сделает выводы.
Родителям надо чаще хвалить детей в каком-либо деле, особенно за помощь взрослым (в уборке, мытье посуды, уходу за одеждой). А если малыш показывает характер, устраивает истерику, то ругать его не стоит. Лучше оставить его одного в комнате, если вы дома; а из общественного места как можно быстрее увести. Он успокоится, лишенный аудитории.
Кризис пяти-шести лет
Этот кризис бывает у детей, которые мало общаются со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже хорошо владеет речью, его привлекают групповые игры. Один он скучает. Если он не посещает детский сад, отдайте его в секцию или кружок.
Кризис семи лет
Данный кризис возрастного развития связан с началом школьной жизни и характеризуется повышенной тревожностью у ребенка. В это трудное время он особенно нуждается в поддержке родителей и разумном режиме дня.
Кризис подросткового возраста
Этот кризис совпадает с наступлением полового созревания и приходится на период с десяти до пятнадцати лет. Подростки начинают отгораживаться от мира взрослых и строить свой собственный. Авторитет родителей становится шатким, на первое место выходят друзья. Ребенок становится грубым, раздражительным, плаксивым, рассеянным. Особенно страдают в этот период эмоциональные, легко возбудимые дети, которые в силу неумения владеть собой начинают совершать непредсказуемые поступки. Подростки могут уйти из дома и пропадать неизвестно где. Про самое страшное знают все — это плохие компании, наркотики, пьянство, сексуальные связи, подростковые самоубийства. Если подросток не находит понимания в семье, он идет на улицу.
Чтобы предотвратить подобные ситуации, надо начинать выстраивать взаимоотношения с ребенком, когда ему еще два-три года и родители для него авторитет. Родителям следует общаться с ребенком как с полноценной личностью, а с подростком как со взрослым человеком. И, несмотря на его выходки, не унижать, не упрекать, не оскорблять. Подросток должен быть уверен, что чтобы ни случилось, его всегда примут дома. Если вы заметили странности в поведении подростка, резкие смены настроения, отрешенность, замкнутость, необычные увлечения, срочно обратитесь к специалисту-психологу.
Любой возрастной психологический кризис, происходящий у ребенка, пройдет легче, если в семье будет стабильность, режим дня, соблюдение семейных традиций. Детям любого возраста необходимо иметь надежный тыл в лице любящих и понимающих родителей и родственников.