И.А. Воронов, детский невролог, канд. мед. наук, детская поликлиника «Маркушка»
Астеноневротический синдром имеет множество проявлений. Этот синдром можно обнаружить при различных заболеваниях, отравлениях и даже при радиационном облучении. В то же время он может проявляться без особых заболеваний внутренних органов. Такие нарушения испытывал практически каждый взрослый человек. Это когда человеку плохо, всё раздражает, снижена работоспособность, ощущается вялость и утомляемость, усталость, боли в разных частях тела, меняющие свою локализацию.
Такие нарушения отмечаются при различных заболеваниях:
- грипп, пневмония;
- анемия;
- глистная инвазия;
- травма головы;
- хроническая усталость;
- депрессия и т.д.
Также астеноневротический синдром может наблюдаться и после уже перенесенного заболевания.
Слово «астения» произошло от древнегреческого слова «бессилие». Астеноневротический синдром может наблюдаться и у детей и у взрослых, но наше повествование пойдет о детях. Так как этот синдром может наблюдаться при различных заболеваниях и нарушениях, необходимо в каждом конкретном случае найти причину таких нарушений. Здесь очень важно неврологу работать совместно с педиатром. Необходимо найти основное заболевание, которое приводит к развитию астеноневротического синдрома. При выявлении заболевания или нарушения его необходимо устранять.
Симптомы астеноневротического синдрома у детей
Основные симптомы астеноневротического синдрома у детей:
- вялость, сонливость;
- утомляемость;
- снижение работоспособности;
- плохое обучение в школе;
- раздражительность, возбудимость вплоть до истерик;
- головные боли.
Говоря о развитии астеноневротического синдрома у детей очень важно оценивать психоэмоциональное состояние ребенка. У ребенка могут развиваться симптомы астеноневротического синдрома в случае психологического дискомфорта, психоэмоционального напряжения, наличия ситуационных невротических и стрессовых ситуаций.
У детей дошкольного возраста стрессовые ситуации и дискомфорт могут возникать из-за внутрисемейных проблем или проблем в детском саду. Возможно у ребенка какой-то конфликт с другим ребёнком или детьми в детском учреждении, возможно воспитатель в группе вызывает негативизм у ребенка. Бывает так, что в детском саду возникла определенная ситуация, после которой у ребенка развивается астеноневротический синдром. И не надо забывать, что у детей тоже бывают депрессии. Конечно, значительно реже, чем у взрослых, но бывают.
У детей школьного возраста, кроме психоэмоциональных проблем дома, могут выявляться различные стрессовые ситуации в школе или в других учреждениях (секции, клубы и т.д.), которые ребенок посещает.
Причины астеноневротического синдрома у детей
Причинами астеноневротического синдрома у детей могут служить:
- различные заболевания внутренних органов;
- отравления, интоксикации, травмы головы;
- состояния после перенесённых заболеваний;
- психоэмоциональные проблемы;
- депрессия.
Диагностика астеноневротического синдрома у детей
Диагностика данного заболевания не представляет никакой трудности для врача и даже для родителей ребенка. Перечисленные выше симптомы понятны всем. Другой, более сложный вопрос, из-за чего возник астеноневротический синдром. Тут очень важен профессионализм педиатра и невролога. Важно определить у конкретного ребенка возможные причины, провести, если необходимо, дополнительное обследование. И затем назначить правильное лечение.
Лечение астеноневротического синдрома у детей
При всех случаях астеноневротического состояния важно установить причину этого нарушения и её ликвидировать, а в дальнейшем проводить индивидуальное лечение по назначению врача.
Лечение и его составляющие | Что следует делать |
Выяснение причин развития астеноневротического синдрома | Необходимо выявить причины развития астеноневротического синдрома и устранить эти причины: заболевание, стрессовую ситуацию и т.д. Важно лечить основное заболевание. |
Питание | В питании хорошо употреблять продукты с содержанием микроэлемента магния (орехи, гречка, овсянка, горох, фасоль, минеральная вода). Важно употреблять продукты с содержанием витаминов группы В: злаки, бобовые, овощи и фрукты, ржаной хлеб. Особенно важно, чтобы в продуктах были витамины В6 и В1. Необходимо сбалансированное питание с содержанием витаминов и микроэлементов (овощи, фрукты, мясо, рыба, молочные продукты, орехи и др.). Необходимо не допускать, чтобы ребенок был голодным. При возбуждении у детей не рекомендуется принимать напитки с содержанием кофеина. |
Соблюдение режима дня, питания, отдыха | Правильное регулирование труда и отдыха, учебы, работы и сна. Не следует перегружать ребенка дополнительными занятиями в различных секциях и кружках, особенно если самому ребенку не нравится там заниматься. У каждого ребенка свой уровень переноса нагрузок, как физических, так и психоэмоциональных. У детей по сравнению с взрослыми снижен уровень стрессоустойчивости. И тут очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку. |
Медикаментозное лечение | В этом вопросе не может быть одинаковых рекомендаций. Необходимо назначение медикаментов исходя из конкретной ситуации. Возможно, кому-то необходимо стимулирующие средства, а кому-то в большей степени успокоительные. В каких-то случаях необходимо п |